Цветок одуванчика это головка или корзинка
§ 12. Соцветия — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое побег?
Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками.
2. Назовите несколько растений, на цветоносах которых имеется два и более цветков.
Сирень, ирис, ромашка, гладиолус, ландыш, подсолнух, черемуха, кукуруза, тысячелистник, васильки.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Соцветия
1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.
Рассмотрим соцветия ландыша, одуванчика, гладиолуса и гортензии.
2. Определите, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 51, выясните, как называют эти соцветия.
- У ландыша отдельные цветки расположены один за другим на хорошо заметных цветоножках — это соцветие кисть.
- У одуванчика многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщённом и расширенном ложе — это соцветие корзинка.
- У гладиолуса сидячие цветки (без цветоножек) расположены на общей оси соцветия — это соцветие простой колос.
- У гортензии несколько кистей отходит от общего стебелька — это соцветие метёлка.
3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.
- Растения, имеющие соцветие кисть: капуста, ландыш, колокольчик.
- Растения, имеющие соцветие корзинка: подсолнечник, астра, осот, бодяк.
- Растения, имеющие соцветие простой колос: подорожник, ятрышник.
- Растения, имеющие соцветие метёлка: сирень, виноград.
Для успешного выполнения этого задания воспользуйтесь таблицей приведённой ниже в разделе «Задания».
Вопросы в конце параграфа
1. Что называют соцветием?
Соцветия — это группы цветков, расположенные близко один к другому в определённом порядке.
2. Какие виды соцветий вы знаете?
Кисть, зонтик, початок, головка, колос, завиток, метёлка, сложный зонтик, корзинка, сложный колос, щиток.
3. Каково биологическое значение соцветий?
Биологическое значение соцветий состоит в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают наибольшее количество пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.
Подумайте
Почему растения с соцветиями широко распространены в природе?
Благодаря тому, что соцветия лучше заметны для насекомых, они лучше опыляются. То есть растения имеют более высокий уровень выживаемости и их быстрее разносятся на огромные территории. Это позволяет растениям с соцветиями стать широко распространёнными.
Задания
Изучив текст параграфа и рисунок 51, заполните таблицу «Соцветия».
Тип соцветия
Схема
Словарик
Простые соцветия — это соцветия, у которых на главной оси располагаются одиночные цветки.
Сложные соцветия — это соцветия, у которых на главной оси располагаются не отдельные цветки, а соцветия, причём ветвление может достигать трёх, четырёх и более порядков.
Соцветие кисть — это соцветие, у которого отдельные цветки расположены на оси один за другим на хорошо заметных цветоножках.
Соцветие метёлка (сложная кисть) — это соцветие, у которого на оси расположены последовательно один за другим соцветия кисти.
Соцветие простой колос — это соцветие, у которого на общей оси расположены сидячие (без цветоножек) цветки.
Соцветие сложный колос — это соцветие, у которого на общей оси расположены один за другим соцветия простого колоса.
Соцветие початок — это соцветие, у которого на очень толстой и мясистой оси расположены не имеющие цветоножек отдельные цветки.
Соцветие простой зонтик — это соцветие, у которого все цветоножки цветков выходят из вершины оси соцветия.
Соцветие сложный зонтик — это соцветие, у которого из вершины оси выходит несколько соцветий простого зонтика.
Соцветие корзинка — это соцветие, у которого многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на утолщенном и расширенном ложе. Снаружи соцветие защищено оберткой.
Соцветие головка — это соцветие, у которого цветки на очень коротких цветоножках тесно располагаются на толстой короткой оси на самой верхушке стебля.
Соцветие завиток — это соцветие, у которого от главной оси с одним цветком отходит другая одноцветковая ось, от неё в свою очередь и в ту же сторону отходит ось третьего порядка и т. д. Самые последние оси — более молодые с еще нераспустившимися цветками. Все эти оси спирально закручиваются.
Соцветие щиток — это соцветие, у которого отдельные цветки расположены один за другим на постепенно увеличивающихся цветоножках. Самые короткие цветоножки в центре соцветия, а самые длинные — по краям. В результате все цветки расположены на одной плоскости.
Строение растений
Общая характеристика семейства Сложноцветные представлена в таблице.
Органы растений
Описание
Прямостоячий, твёрдый, зачастую ветвистый
Простые, цельнокрайние или рассечённые. Расположение – очерёдное, редко – супротивное
Простое – корзинка. Цветоложе расширено, имеет выпуклую или вогнутую форму. Снизу окружено обёрткой. Чашечка образована прицветниками в один или два ряда
Обоеполый или однополый. Имеет двойной околоцветник. Чашечка отсутствует или модифицирована в волоски или щетинки. Пять сросшихся лепестков. Пыльники пяти тычинок образуют плотную трубку вокруг столбика с двураздельным рыльцем. Общая формула цветка семейства Сложноцветные – Ч0Л(5)Т(5)П1, где чашечка (Ч), лепестки (Л), тычинки (Т), пестики – (П).
Сухой – семянка. Зачастую присутствуют паппусы – хохолок, парашют, летучка, крючки, шипы для лучшего распространения
Описание
Виды Taraxacum являются диам укоренившиеся , многолетние , травянистые растения, произрастающих в умеренных районах Северного полушария. Род содержит много видов, которые обычно (или в случае триплоидов , обязательно) размножаются апомиксисом , что приводит к появлению многих местных популяций и эндемизму . Только на Британских островах 234 микровида распознаются в девяти четко определенных разделах, из которых 40 «вероятно, являются эндемичными».
Как правило, листья имеют длину от 5 до 25 см (от 2 до 10 дюймов), простые, лопастные и образуют базальную розетку над центральным стержневым корнем. В головки цветка желтого до оранжевого цвета, а также открыты в дневное время , но закрыты ночью. Головки несут одиночно на полый шток ( отпущения ) , который, как правило , безлистные и поднимается 1-10 см ( 1 / 2 «до 4») или более выше листьев. Стебли и листья при переломе выделяют белый молочный латекс . Розетка может давать несколько цветущих стеблей одновременно. Цветочные головки имеют диаметр 2–5 см (от 1 до 2 дюймов) и полностью состоят из лучевых соцветий . Цветок головка созревает в сферические соплодия иногда называемых blowballs или часами (в британском и американском английском) , содержащих много однослойных высевают плодов , называемых семянками . Каждая семянка прикреплена к пучку из тонкого материала, похожего на волосы, который позволяет разноситься с помощью ветра на большие расстояния.
Цветочная головка окружена прицветниками (иногда их ошибочно называют чашелистиками ) в две серии. Внутренние прицветники прямостоячие до тех пор, пока семена не созреют, затем изгибаются вниз, чтобы семена разошлись. Внешние прицветники часто отогнутые вниз, но остаются прижатыми в растениях секций Palustria и Spectabilia . Некоторые виды сбрасывают «парашют» с семянок; волосовидные парашюты называются хохолком, и они представляют собой видоизмененные чашелистики. Между хохолком и семянкой находится стебель, называемый клювом, который удлиняется по мере созревания плода. Клюв довольно легко отламывается от семянки, отделяя семя от парашюта.
Распространение семян
Некоторые виды Taraxacum представляют собой рассыпанные по семенам рудералы, которые быстро заселяют нарушенную почву, особенно одуванчик обыкновенный ( T. officinale ), который был интродуцирован в большей части мира с умеренным климатом. После окончания цветения головка цветка одуванчика засыхает день-два. Высушенные лепестки и тычинки опадают, прицветники отражаются (изгибаются назад), и шар парашюта раскрывается в полную сферу. По окончании развития созревшие семена прикрепляются к белому пушистому «парашюту», который легко отделяется от семенной головки и скользит по ветру, рассеиваясь.
Семена способны преодолевать большие расстояния при рассредоточении из-за уникальной морфологии хохолка, который создает уникальный тип вихревого кольца, которое остается прикрепленным к семени, а не отправляется вниз по потоку. Помимо создания этого вихревого кольца, хохолок может изменять свою морфологию в зависимости от влажности воздуха. Это позволяет семенам закрыться и снизить вероятность отделения от стебля в ожидании оптимальных условий, которые обеспечат максимальное распространение и прорастание.
Сбор и заготовка лекарственного одуванчика
Растение собирают либо весной при росте молодых побегов, либо в начале осени, извлекая корневища, стараясь не повредить их. Собирать на одном месте можно лишь спустя 3 года. С выкопанных корней убирают землю, отрезают листья и тонкие побеги от корня. Промытые корни измельчают и, разложив по ткани, сушат на открытом воздухе в тени несколько суток. При хорошей не дождливой погоде корни высыхают за 15 дней.
Но надо знать, что слишком рано корни собирать нельзя, так как в них еще не накоплены полезные вещества. Лучше время сбора считается начало осени.
Как и когда собирать листья одуванчика
Листья одуванчика лекарственного наиболее горькие, а значит и полезные, весной. Их необходимо собирать вдали (минимум 100 метров, чем дальше, тем лучше) от проезжих дорог. Собирать необходимо в сухую погоду, в полдень, либо во второй половине дня, когда высохнет роса.
Если вы их собираете их для салата, то нужно собирать только молодые листья, без признаков желтизны, увядания, посторонних пятен и включений.
Весной молодые листья одуванчика почти не горчат, нежны и хорошо пригодны для салата. Собранные летом молодые листья более горькие, их нужно вымачивать в подсоленной воде. Собранные для салата листья можно несколько дней хранить в полиэтиленовом мешке в холодильнике.
Сушка листьв одуванчика проводится в затененном, хорошо проветриваемом помещении при температуре от 25 до 40 градусов Цельсия.
Хранить высушенные листья одуванчиков необходимо в сухих помещениях с постоянной температурой в полотняных мешочках, либо в коробках. Срок хранения — 1 год.
Классы и семейства цветковых растений
Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:
- У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
- У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
- У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
- У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
- Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
- У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
- У однодольных цветки с простым околочцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).
Однодольные
- Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
- Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.
Двудольные
- Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
- Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
- Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
- Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
- Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).
Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек
Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные
Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых
Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку
Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля
Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек
Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание
Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) — соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка
ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение
4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле
5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия
ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует
5) количество лепестков кратно 5
6) двойное оплодотворение
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия
ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником
2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля
ОДНОДОЛЬНЫЕ — ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 — Двудольные, 2 — Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование
2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев
3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа
4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник
5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные
ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм
ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли
Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник
БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)
БОБОВЫЕ — КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб
2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок
ЗЛАКИ — СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные
Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные
Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки
Обаятельный завоеватель
Одуванчик — любимый цветок детей. Нужно всего лишь сильно дунуть — и маленькие парашютисты отправятся в полет.
Там, где они приземлятся, вырастут новые цветы, особенно они любят обочины дорог и луга. Листья одуванчика не похожи один на другой: они могут быть перисто-надрезанными или цельными. Как плести венки из одуванчиков, знают все. А можно сделать форму из проволоки в виде сердца или вплести в венок луговые цветы. Украсьте венок лентой и повесьте на дверь. Добро пожаловать в страну одуванчиков!